В ямальском центре медицинской профилактики разработали новый буклет, посвященный профилактике эмоционального выгорания в трудовых коллективах. Предназначен он для руководителей всех уровней и рангов. Умение руководителя распознавать признаки психологических проблем у своих подчиненных и знание способов их преодоления поможет ему сберечь ценные трудовые ресурсы и тем самым значительно повысить эффективность работы всего предприятия.
КАК СБЕРЕЧЬ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
Эмоциональное выгорание – это умственное, физическое и моральное утомление, которое вызвано длительным стрессом и перенапряжением на работе. Разработчики буклета поясняют, что как правило, от выгорания страдают лучшие работники: самые трудолюбивые, самые ответственные и самые дисциплинированные. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда. Если человеку в таком состоянии не помочь, он может надолго выпасть из трудового процесса.
К выгоранию обычно приводят неблагополучный психологический климат в коллективе, плохая организация труда, недостаточная материальная база, бюрократические препоны, низкая зарплата... Не везде эти факторы можно немедленно устранить, но уменьшить их негативное воздействие или компенсировать за счёт позитивных нововведений под силу почти каждому руководителю. Инструкция о том, как это сделать, как раз и содержится в буклете.
Как уже было сказано, эмоциональное выгорание возникает либо на фоне больших нагрузок, либо чрезмерных требований работодателя. Поэтому нужно постараться пересмотреть и оптимально перераспределить должностные обязанности сотрудников, выявить и устранить причины перегруженности. Известно, что чувство сопричастности организации и признание личных заслуг важны абсолютно каждому работнику, поэтому руководству стоит обеспечить прозрачность системы поощрений и наказаний подчиненных, а также пересмотреть авторитарный стиль управления в пользу более демократичного.
Не нужно бояться чаще, теплее и доверительнее общаться с трудовым коллективом. Люди всегда должны ясно представлять, в каком направлении сейчас развивается корпорация, какие задачи перед собой ставит и чего конкретно ждет от каждого члена команды. Начальнику стоит регулярно проводить планёрки со своими сотрудниками и сообща обсуждать текущие цели, задачи предприятия, обмениваться рацпредложениями по усовершенствованию работы и вносить корректировки в генеральный курс. Конструктивный деловой диалог непременно сблизит людей и крепко сплотит вокруг одной цели.
Во многих преуспевающих корпорациях руководители регулярно мотивируют свою команду к плодотворной работе, всячески способствуют укреплению корпоративного духа: премируют, награждают грамотами, отмечают дни рождения, всем коллективом посещают разные мероприятия. Есть резон в том, чтобы постараться перенять этот опыт хотя бы частично. Иногда практикуются коллективные психологические тренинги в трудовых коллективах, для чего прибегают к помощи специалистов в этой области.
Профессиональные психологи проводят оценку уровня удовлетворённости персонала, делают соответствующий анализ и дают рекомендации, на основе которых руководство принимает конкретные шаги по устранению выявленных проблем. Иногда услугами психолога пользуются и с профилактической целью: для проведения групповых психологических тренингов по предупреждению эмоционального выгорания. А также для индивидуального консультирования сотрудников и помощи в решении их профессиональных и личных проблем.
И, конечно, не нужно забывать одно справедливое утверждение: кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает. Даже на работе у людей должно быть место, где можно ненадолго отвлечься от дел, пообщаться или наоборот, побыть в одиночестве, чтобы набраться сил для новых трудовых подвигов. Неплохо будет устроить в организации уютные комнаты эмоциональной разгрузки для «технических перерывов» и регламентировать эти перерывы в течение дня.
Если применять все эти советы на практике, работодатели обязательно смогут снизить уровень эмоционального выгорания у своих подчиненных и тем самым приблизят свою организацию к стабильному благополучию и процветанию. Но самое важное – сохранят и приумножат свои ценные трудовые ресурсы.
И последнее: руководителям не стоит забывать и о собственном эмоциональном благополучии. На их плечах - колоссальная нагрузка и большая ответственность, что требует постоянной сосредоточенности и интеллектуального напряжения. Поэтому нужно обязательно на некоторое время запрещать себе даже думать о работе. Отдых, смена обстановки и положительные эмоции руководителям показаны так же, как и их подчиненным. Берегите себя, заботьтесь о своем коллективе, ставьте амбициозные цели, достигайте их и процветайте. Успехов!